В помощь налогоплательщику. Выпуск № 1 (6)

В помощь налогоплательщику. Выпуск № 1 (6)

Мы открываем новый цикл информационных рассылок для налогоплательщиков. Почему новый? Потому что новый год, новый период жизни каждого человека... И, конечно, новый период жизни нашего коллектива. Мы будем стараться давать для Вас важную и актуальную информацию, которая поможет Вам в нелегком деле - бизнес по-русски)). Итак.. 

НАЛОГОВЫЕ НОВОСТИ

 Характерные налоговые правонарушения

ФНС России опубликовала на своем сайте информацию о наиболее характерных нарушениях законодательствах о налогах и сборах. При этом налоговая служба предполагает, что данная информация поможет налогоплательщикам предотвратить налоговые правонарушения. Данный перечень не является нормой права или руководством к действию для налогоплательщика и налоговых органов, но может рассматриваться как позиция налогового ведомства по изложенным в перечне вопросам. Информацию можно посмотреть на сайте ФНС РФ. 

Скачать текст.

Новые правила трансферного ценообразования

С 01 января 2012 года вступили изменения в Налоговый кодекс РФ по вопросам цены по сделкам для целей налогообложения. В рамках исполнения данного закона Минфин РФ опубликовал перечень государств и территорий для целей признания сделок контролируемыми. 

Указанный перечень был утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н (в редакции Приказа Минфина России от 02.02.2009 №10н) и включает в себя следующие государства и территории:

  1. Ангилья;
  2. Княжество Андорра; 
  3. Антигуа и Барбуда; 
  4. Аруба; 
  5. Содружество Багамы; 
  6. Королевство Бахрейн; 
  7. Белиз; 
  8. Бермуды; 
  9. Бруней-Даруссалам; 
  10. Республика Вануату; 
  11. Британские Виргинские острова; 
  12. Гибралтар; 
  13. Гренада; 
  14. Содружество Доминики; 
  15. Республика Кипр; 
  16. Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган); Специальный административный район Макао (Аомынь);
  17. Союз Коморы: остров Анжуан;
  18. Республика Либерия; 
  19. Княжество Лихтенштейн; 
  20. Республика Маврикий; 
  21. Малайзия: остров Лабуан;
  22. Мальдивская Республика; 
  23. Республика Мальта; 
  24. Республика Маршалловы Острова; 
  25. Княжество Монако; 
  26. Монтсеррат; 
  27. Республика Науру; 
  28. Нидерландские Антилы; 
  29. Республика Ниуэ; 
  30. Объединенные Арабские Эмираты; 
  31. Острова Кайман; 
  32. Острова Кука; 
  33. Острова Теркс и Кайкос; 
  34. Республика Палау; 
  35. Республика Панама; 
  36. Республика Самоа; 
  37. Республика Сан-Марино; 
  38. Сент-Винсент и Гренадины; 
  39. Сент-Китс и Невис; 
  40. Сент-Люсия; 
  41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
  42. Республика Сейшельские Острова. 

Поробнее на сайте ФНС РФ.

ФНС России выпустила письмо от 12 января 2012 г.  № ОА-4-13/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения". Напомним, что данные соглашения заключаются между налогоплательщиком и ФНС РФ о порядке применения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей обеспечения соблюдения положения п. 1 ст. 105.3 НК РФ. Подробнее об этом.

В рамках информирования налогоплательщиков ФНС РФ опубликовала на своем сайте информационное сообщение о принятии закона о трансферном ценообразовании. Читать подробнее.

 

МЫСЛИ О ВАЖНОМ 

 С 01 января 2012 года вступили в силу новые правила определения цены для целей налогообложения. В данном выпуске мы начнем излагать свои мысли по вопросу применения этих изменений, попытаемся смоделировать возможные проблемы, чем они будут грозить каждому налогоплательщику, и как эти проблемы можно будет решить.

Начнем с того, что часть изменений касается только контролируемых сделок (перечень оных содержится в ст. 105.14 НК РФ), а часть важна для всех, даже в случаях, когда сделки не являются контролируемыми. О чем здесь речь? Всего лишь об одном понятии - понятии "взаимозависимые лица"...

В этой части законодатель пошел по пути расширения случаев, когда лица признаются между собой взаимозависимыми для целей налогообложения. И важность данного понятия не сводится лишь к вопросам ценообразования, а затрагивает и другие отношения по поводу налогообложения.

Так, напомним, что в соответствии с позицией, изложенной Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении № 53 от 12 октября 2006 года, налоговая выгода признается необоснованной, если налогоплательщик вступил в отношения с контрагентом, в отношении которого не проявил должную осмотрительность и знал или должен был знать о нарушениях налогового законодательства этим контрагентом в силу аффилированности или взаимозависимости.

Таким образом, понятие взаимозависимости может подпортить настроение любому налогоплательщику, осуществляющему те или иные хозяйственные операции. И сложившаяся правоприменительная практика тому подтверждение: налоговые органы любят доначислять налоги по отношениям с "недобросовестными контрагентами", а судебная практика определила неоднозначный подход к данному вопросу.

Сама по себе взаимозависимость не влечет каких-либо серьезных последствий для налогоплательщика, но в случаях, когда она выявляется или устанавливается, налогоплательщику будет крайне сложно объяснить, почему он не знал о нарушениях, допущенных таким контрагентом.

Итак, что важно для вывода о наличии взаимозависимости?...

 В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ лица являются между собой взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, и (или) экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Основные моменты, на которых заостряется взгляд при прочтении данного определения:

 - взаимозависимыми могут быть лица, признаваемые таковым законом (согласно ГК РФ к ним, в основном, относятся физические лица и юридические лица, согласно НК РФ - это, в основном, физические лица и организации). И перечень случаев взаимозависимости показывает, что не важно, кто это лицо - физическое лицо или организация;

- особенности отношения не обязательно должны оказывать влияние, таковоеможет быть гипотетически, т.е. предполагаемым, исходя и обстоятельств взаимоотношений, а значит факт наличия влияния не имеет значение, а важна возможность появления такого влияния.

Нормы указанной статьи также определяют, что для взаимозависимости учитывается  влияние, которое может оказываться в силу:

- участия одного лица в капитале других лиц (при этом обратите внимание, что понятие "капитал" для целей применения соответствующих норм не раскрывается),

- в соответствии с заключенным между лицами соглашением (поскольку отсутствует указание на конкретный вид такого соглашения, то в круг таковых попадает любое соглашение, которое дает возможность оказывать влияние одним лицом на другое лицо, например, соглашение о совместной деятельности, агентское соглашение, договору поручения и т.п.). Более того, по нашему мнению, таковым соглашением может считаться и часть, отдельные условия, какого-либо договора,

- при наличии иной возможности одного лица определять принимаемые другими лицами решения (например, в силу организационной структуры бизнеса, в холдингах, в силу родственных отношений, в силу каких-либо обязательств и т.п.). 

При этом важно также отметить, что влияние для целей признания лиц взаимозависимыми может оказываться как непосредственно и самостоятельно, так и несколькими лицами совместно.

На наш взгляд, такое определение взаимозависимости приблизилось к похожей категории, используемой в антимонопольном законодательстве, - группа лиц. 

В следующих выпусках мы продолжим публикацию наших мыслей на тему трансферного ценообразования.